Jump to content

Современные Вооруженные Силы


Recommended Posts

Минобороны закупит броню для бронетехники в Германии

 

Броню для авто- и бронетехники Минобороны будет закупать в Германии, заявил во вторник министр обороны России Анатолий Сердюков.

 

Аналитики: закупка немецкой брони для военной техники грозит российской "оборонке" катастрофой

 

Решение о закупках немецкой брони для автомобилей и легкой бронетехники российской армии может стать катастрофическим для российской металлургии, так как снижается шанс на госзаказ, считают эксперты. При этом без госзаказа отечественные предприятия лишаются перспектив на модернизацию, пишет "Независимая газета".

 

Аналитик по металлургии "Уралсиба" Николай Сосновский считает принятое Минобороны решение достаточно спорным. По его мнению, без госзаказов предприятия, которые пока производят хоть что-то, вообще не выживут в новых условиях.

 

Сосновский отметил, что если сейчас Россия начнет с закупок иностранной брони для БМП и БТР, то завтра придется покупать уже танковую броню, а это обойдется стране гораздо дороже. Это объясняется тем, что первичная сталь, которую производят российские металлургические предприятия, в 1,5 раза дешевле, чем сталь в Евросоюзе.

 

В то же время за последние 20 лет оборонные заказы в целом отошли для отрасли на второй план, отметил эксперт. По его словам, разработкой новых образцов никто не занимался. На данный момент среди частных металлургических компаний только "Мечел" работает на нужды ОПК (Обороннопромышленного комплекса), наряду с подконтрольными "Ростехнологии" предприятиями, однако госкорпорациям пока не удается наладить бизнес, так что само решение, считает аналитик, закономерно.

 

Однако существует и другое мнение, согласно которому российский ОПК "просто обнаглел", он не стремится создавать современную продукцию, отвечающую последним требованиям. Чтобы изменить эту ситуацию в корне, конкуренция с лучшими мировыми производителями вооружения просто необходима, считает замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. "Поэтому я поддерживаю, что начали допускать иностранцев на внутренний рынок", - добавил эксперт.

 

Он подчеркнул, что российское вооружение лучшее в мире пока только на словах и в рекламных роликах. "Пусть наконец произведут это оружие и покажут его", – подчеркнул Храмчихин.

 

Напомним, ранее замминистра обороны Владимир Поповкин утверждал, что закупки вооружения будут осуществляться только, чтобы "закрыть дыры", однако на деле оказывается, что таких дыр достаточно много, пишет издание. В качестве примера приводится не только решение по немецкой броне, но и закупка 15 беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в Израиле, и покупка французского ракетоносца Mistral.

 

Заявление об официальном решении по Mistral было объявлено в символичный момент – практически одновременно с пресс-конференцией, посвященной международному форуму "Технологии в машиностроении-2010", который пройдет с 30 июня по 4 июля на территории транспортно-выставочного комплекса (ТВК) "Россия" в Жуковском, пишет "Время новостей".

 

"Русспецсталь" пока не может дать Минобороны то, что запрашивают военные, заявил накануне председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов. Но добавил, что "мы будем стараться". О результатах работы можно будет судить именно по выставке, отмечает издание.

 

Форум объединит четыре выставки: салон вооружений и военной техники сухопутных войск МВСВ-2010, выставку космических технологий и средств Aerospace, 4 международную конференцию по беспилотным многоцелевым комплексам и международную промышленно-технологическую выставку "Интермаш". Последняя проводится впервые по инициативе "Ростехнологий".

 

Призыв в российскую армию может быть увеличен за счет выпускников вузов, считают эксперты

 

Сокращение числа контрактников со 150 тысяч до 90 тысяч человек может обернуться новым увеличением плана по призыву срочников, в основном, за счет выпускников вузов, считают эксперты. Чтобы обсудить этот вопрос министр обороны Анатолий Сердюков встретился с представителями общественных организаций, которые занимаются вопросами армии, пишет "Коммерсант".

 

В основном, речь шла о нововведениях и поблажках, которые будут предоставляться военнослужащим. Так, в частности выпускники вузов (призванные на службу, если в учебном заведении нет военной кафедры) будут служить "не совсем в обычном порядке, а по специальности", отметил Сердюков.

 

Большая часть его речи была посвящена изменениям в распорядке дня, которые касались послеобеденного сна, пятидневной рабочей недели, а также освобождению от приготовления пищи и уборки. Кроме того, по его замыслу, на территории частей должны появиться чайные и точки доступа в интернет.

 

P.S. Администрация президента Барака Обамы запросила у Конгресса почти 67 миллионов долларов на помощь России в демонтаже носителей ядерного оружия

 

Об этом, как передает ИТАР ТАСС, было объявлено на слушаниях в сенатском Комитете по делам вооруженных сил. Эта сумма лишь часть средств, которые предполагается выделить на дальнейшую реализацию программы по оказанию финансового содействия России и другим бывшим советским республикам в ликвидации их ядерных, химических и биологических вооружений, а также средств их доставки.

Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай и вникай. (с) А.П. Чехов

Чем дальше общество отдаляется от правды, тем больше оно ненавидит тех, кто ее говорит. © Джордж Оруэлл

Link to comment
Share on other sites

Украинские СМИ вовсю цитируют текст документа, который собираются подписать в Харькове президенты Украины и России Виктор Янукович и Дмитрий Медведев.

 

Согласно проекту межправительственного соглашения о сотрудничестве в авиастроении, 50%+1 акция украинского концерна "Антонов" перейдет в авиакорпорацию России.

 

Ниже приводим полный текст соглашения:

 

Скрытая информация:
Российский Проект (ОАО "ОАК") Соглашение

между правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области авиастроения и интеграции российского открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" и украинского Концерна "Антонов"

Правительство Российской Федерации и Кабинет Министров Украины, именуемые в дальнейшем Сторонами,

принимая во внимание, что основными собственниками российского акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" и украинского Государственного авиастроительного концерна "Антонов" являются соответственно Российская Федерация и Республика Украина,

 

учитывая наличие традиционных производственных взаимосвязей между российскими и украинскими организациями авиационной промышленности,

выражая взаимную заинтересованность в дальнейшем развитии сотрудничества по реализации существующих, и перспективных проектов создания авиационной техники,

согласились о нижеследующем:

 

Стороны определяют следующие основные направления сотрудничества:

 

расширение совместного производства и поставок в эксплуатацию самолета Ан-148 и его модификаций;

производство самолетов семейства Ан-124 и самолетов семейства Ан-140 в соответствии с программой открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" и Государственного авиастроительного концерна "Антонов". По проекту самолета Ан-70 Стороны руководствуются положениями Протокола о внесении изменений в Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Украины о дальнейшем сотрудничестве в обеспечении создания, совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического военно-транспортного самолета Ан-70 и транспортного самолета Ан-70Т с двигателями Д-27 от 24 июня 1993 года, подписанного 18 августа 2009 года;

участие Государственного авиастроительного концерна "Антонов" в совместных с открытым акционерным обществом "Объединенная авиастроительная корпорация" проектах по разработке и производству других типов пассажирских и транспортных самолетов, а также их комплектующих;

разработка и проведение совместной маркетинговой политики, как на рынках Сторон, так и на мировом рынке для выработки согласованных действий;

 

Статья 1

 

Стороны содействуют интеграции открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" и украинского Государственного авиастроительного концерна "Антонов" и настоящим соглашением определяют способ такой интеграции и основные направления сотрудничества в области разработки, производства, модернизации, ремонта, обслуживания и утилизации существующих и перспективных типов авиационной техники.

 

Статья 2

 

Стороны договорились, что в целях интеграции открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" и Государственного авиастроительного концерна "Антонов" Украинская Сторона участвует в уставном капитале открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" путем внесения пятидесяти процентов плюс одна акция обыкновенных (голосующих) акций Государственного авиастроительного Концерна "Антонов" в порядке оплаты дополнительно эмитируемых обыкновенных (голосующих) акций открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация".

 

Для этих целей проводится независимая оценка рыночной стоимости акций открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" и Государственного авиастроительного концерна "Антонов",

 

Статья 3

 

Размещение дополнительных акций открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" и их размещение в собственность Республики Украина осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Передача открытому акционерному обществу "Объединенная авиастроительная корпорация" прав собственности на акции Государственного авиастроительного концерна "Антонов" осуществляется в соответствии с законодательством Республики Украина.

 

Стороны принимают меры к тому, чтобы решения, необходимые для интеграции открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" и Государственного авиастроительного концерна "Антонов", были приняты не позднее 1 августа 2010 года.

 

Статья 4

 

Регулирование деятельности Государственного авиастроительного концерна "Антонов" осуществляется в соответствии с законодательством Республики Украина.

Участие Республики Украина в деятельности открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Российская сторона инициирует принятие необходимых решений и реализует другие меры, обеспечивающие избрание представителей Республики Украина в Совет директоров открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация".

 

Министерство промышленной политики Украины заключит с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом и открытым акционерным обществом "Объединенная авиастроительная корпорация" на экономически обоснованных и взаимовыгодных условиях соглашение об участии открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" в управлении Государственным авиастроительным концерном "Антонов", которое помимо других вопросов будет предусматривать следующее:

 

избрание руководителя наблюдательного совета Государственного авиастроительного концерна "Антонов" из числа граждан Российской Федерации;

избрание руководителя исполнительного органа Государственного авиастроительного концерна "Антонов" из числа граждан Республики Украина;

условия распоряжения акциями Государственного авиастроительного концерна "Антонов", находящимися в собственности открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация", включая необходимость согласования такого распоряжения с Украинской Стороной.

 

Статья 5

 

Разработка согласованной продуктовой стратегии с учетом интересов обоих Сторон;

объединение усилий в создании совместных перспективных образцов авиационной техники;

создание единых центров в рамках совместных программ по:

- закупкам покупных комплектующих изделий и материалов производства Сторон для общей партии заказанных самолетов украинскому и российскому производителям;

- продаже самолетов;

- послепродажной поддержке самолетов.

 

Статья 6

 

Российская сторона принимает необходимые меры по обеспечению предоставления для самолетов, указанных в Статье 5 настоящего соглашения, и их комплектующих, производимых Государственным авиастроительным концерном "Антонов" режима, применяемого к самолетам и их комплектующим, производимым в Российской Федерации.

 

Украинская сторона принимает необходимые меры по обеспечению предоставления для самолетов, указанных в Статье 5 настоящего соглашения, и их комплектующих, производимых открытым акционерным обществом "Объединенная авиастроительная корпорация" режима, применяемого к самолетам и их комплектующим, производимым в Республике Украина.

 

Статья 7

 

Координацию действий по реализации настоящего Соглашения осуществляют уполномоченные органы Сторон:

от Российской Стороны - Министерство промышленности и торговли Российской Федерация;

от Украинской Стороны - Министерство промышленной политики Украины.

 

Статья 8

 

Для реализаций настоящего Соглашения Стороны осуществляют меры по принятию необходимых нормативных актов.

 

Статья 9

 

При реализации настоящего соглашения каждая из сторон обеспечивает:

 

соблюдение режима конфиденциальности в отношении конфиденциальной информации, предоставленной другой Стороной;

использование предоставленной другой Стороной конфиденциальной информации таким образом, чтобы это не наносило ущерба интересам представившей ее Стороны.

Мобилизационные мероприятия и задания, предназначенные для открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация", осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, и для Концерна "Антонов" - в соответствии с законодательством Республики Украина.

 

Статья 10

 

Споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами в связи с толкованием и применением положений настоящего соглашения, разрешаются Сторонами путем консультаций и переговоров.

 

Статья 11

 

По взаимному согласию сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельным протоколом.

 

Статья 12

 

Настоящее Соглашение вступает в силу через пятнадцать дней с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

 

Настоящее Соглашение действует до момента согласованного решения сторон".

 

Напомним, что 21 апреля в Харькове проходит встреча президентов России и Украины. Виктор Янукович и Дмитрий Медведев обсуждают вопросы дальнейшего развития украинско-российского межрегионального сотрудничества, в частности, в энергетической отрасли.

Link to comment
Share on other sites

ПТРК Spike провалил испытания в Перу // ... А «Корнет» — нет

 

Periscope2.ru, 21.04.2010

 

Руслан Алиев, Полина Темерина

 

Во время проходивших 16 апреля в Перу испытательных стрельб израильская противотанковая ракета Spike упала в 50 метрах от наблюдавшего за испытаниями перуанского министра обороны Рафаэля Рея (Rafael Rey) и других официальных лиц и толпы журналистов. Инцидент, в ходе которого серьезно пострадала экс-глава МВД страны, не приведет к расторжению заключенной в 2009 г. сделки по приобретению израильских ПТРК, уверяют перуанские власти. В связи с этим газеты напоминают о недавних успешных стрельбах российских «Корнетов», обошедшихся перуанским военным почти в два раза дешевле израильских изделий — и полетевших куда надо. П.2 с интересом читает региональную прессу.

 

Стрельбы, в ходе которых запускались две ракеты Spike (MR/LR) производства израильской компании Rafael Advance Defense Systems, проводились Управлением вооружений ВС Перу 16 апреля на полигоне Крус дель Уэсо в 45 км от столицы. За испытаниями наблюдали помимо министра обороны и военного руководства депутаты Конгресса и журналисты. Испытания израильской военной продукции в Перу впервые проходили в открытом для прессы режиме.

 

Дневной запуск прошел успешно, а в ходе ночного ракета пролетела лишь 100 м и упала недалеко от наблюдательной площадки — всего в 50 м от гостей. Как утверждают свидетели, в темноте официальные лица и журналисты начали беспорядочно метаться под крики военных «Ложись! Всем на землю!», которые мало помогли — в суматохе получила серьезные повреждения депутат Конгресса и экс-глава МВД страны Мерседес Кабанильяс (Mercedes Cabanillas), ей потребовалась операция. Взрыва не произошло.

 

Представители компании Rafael принесли свои извинения и объяснили случившееся технической ошибкой. Компания обязалась предоставить подробный отчет о случившемся через неделю. «Это был технический сбой, причины которого мы сейчас выясняем, — заявил посол Израиля в Перу Иоав Бар-Он (Yoav Bar-On). — Такие вещи иногда случаются, и мы обязаны сделать необходимые выводы из этого печального происшествия». Дипломат выразил уверенность, что инцидент не приведет к задержке в исполнении контракта.

 

Главком ВС Перу генерал Отто Гибович (Otto Guibovich) пояснил, что «у ракет такого типа в среднем приходится одна неудача на 15 тысяч пусков», и сделке по покупке ракет это ничем не угрожает. Еще бы — как утверждает La República, по условиям сделки ВС Перу не могут разорвать контракт с Rafael в случае неполадок с ракетами, предусмотрено лишь устранение дефектов производителем.

 

По информации той же газеты от 17 апреля, в 2009 г. ВС Перу приобрели 288 ракет Spike и 24 ПУ для них за 48 млн долл. 21 апреля La República уточнила, что всего израильской компании уже перечислено 55,8 млн долл. В феврале этого года перуанские военные перечислили 23,7 млн долл. за такое же количество российских «Корнетов». Таким образом, подчеркивает La República, российские ПТРК обошлись более чем в два раза дешевле израильских, при этом дальность стрельбы ракет Spike составляет 4 км против 5,5 км «Корнета». «Корнет» успешно прошел аналогичные стрельбы за неделю до случая с израильским комплексом.

 

Изначально, напоминает газета, планировалось закупить только комплексы российского производства, однако в 2007 г. тогдашний главком ВС Перу Эдвин Донайре (Edwin Donayre) настоял на том, чтобы приобрести как российские, так и израильские ПТРК.

 

Лирическое отступление

 

Несмотря на то, что стрельбы осуществлялись не перуанскими военными, а персоналом поставщика, общественность в интернете осыпала и военных, и присутствовавших политиков градом уничижительных комментариев в стиле «израильская ракета — лучшая в мире, она безошибочно чует, куда лететь и кого взрывать!» А министру обороны изрядно досталось от тамошнего перуанского Доренко — ведущего самой ядовитой местной телепередачи «Снайпер» Хайме Байли, которого, по данным колумбийской разведки, приказал ликвидировать сам Уго Чавес.

Link to comment
Share on other sites

post-1118-1271949851_thumb.jpg

Хоть бы картинки покрупня вставил, а то я уже лаятсо собрался - почему без пояснений.

Потом разглядел - коментарии излишни. :)

 

Э, чет сразу не подумал, вдруг кто всерьез воспримет - вообщето это фейк, девайсы не боевые, скорей всего реплика. Ибо, если АК и СВД еще допускают какие то мысли, то ППШ палит всю постановку на корню :) . Эта шняга своенравная, не во всякие рученки дается, да и патроны к ней не найти, если только на ДХ или в Северной Корее может... :)

  • Downvote 2
Link to comment
Share on other sites

Шарился тут по музыкалкам... Наткнулся на "самодельный" клип Алисы - зацепило:

Примитивненько, конечно, сделано, но с душой.

Link to comment
Share on other sites

post-1118-1271963951_thumb.jpgpost-1118-1271963966_thumb.jpg[attac

hment=17614:22011032...ppsh2_1_.jpg]post-1118-1271964002_thumb.pngpost-1118-1271964033_thumb.jpg[attachme

n

t=17618:1211864195_1_9_1_.jpg]post-1118-1271964079_thumb.jpgpost-1118-1271964138_thumb.jpg

ППШ у нас снят с вооружения в 1947 году но продолжал стоять на вооружении многих стран и счас кое где в африке а патроны к нему от ТТ 7.62Х25 пистолетные найти не проблема.Так что Америкосы могли его вполне найти в ираке.

post-1118-1271963980_thumb.jpg

post-1118-1271964015_thumb.jpg

post-1118-1271964060_thumb.jpg

post-1118-1271964103_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

А куда это у нас делась тема о Великой Отечественной? Что за тварь тут хозяйничает, темы удаляет?

не только темы... еще и посты

не лезь куда не просят.

даешь модера тут строго klon!

я такой какой я есть. сравнения оставьте для других.
воспитываю дочь. ненавижу блядей

 
Link to comment
Share on other sites

Здесь речь пойдет не столько об отдельном человеке, сколько о команде - экипаже танка КВ-1, которым руководил старший лейтенант Зиновий Григорьевич Колобанов. Кроме командира, в состав экипажа входили механик-водитель старшина Н. Никифоров, командир орудия старший сержант А. Усов, радист-пулеметчик старший сержант П. Кисельников и младший механик-водитель красноармеец Н. Родников.

 

Так вот, этот геройский экипаж всего за три часа боя, 19 августа 1941 года, уничтожил целых 22 танка противника! Это абсолютный рекорд всей Великой Отечественной, да и последующих войн. За три часа уничтожить 22 танка не удавалось никому. После "разбора полетов" оказалось, что бой проводился согласно всем принятым тогда правилам военного искусства.

 

Танкисты поступили очень умно: на проходящей по ближайшей дороге танковой колонне они подстрелили "голову" и "хвост", после чего стали методично, как в тире, отстреливать застрявших "железных зверей" врага. Отметим, что танк наших героев получил 135 попаданий немецких снарядов. При этом танк продолжил бой, и в его конструкции ничего не вышло из строя.

Link to comment
Share on other sites

Контейнерный комплекс ракетного оружия Club-K

ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат»

E-mail Печать

 

clubk. Ролик-презентация.

 

Контейнерный комплекс ракетного оружия «Club-K» предназначен для поражения надводных и наземных целей крылатыми ракетами 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ.

Комплексом «Club-K» могут оснащаться береговые позиции, надводные корабли и суда различных классов, железнодорожные и автомобильные платформы.

Комплекс «Club-K» размещается в стандартном 40-футовом морском контейнере.

Функционально комплекс «Club-K» состоит из Универсального стартового модуля (УСМ), Модуля боевого управления (МоБУ) и Модуля энергопитания и жизнеобеспечения (МЭЖ).

 

В Универсальном стартовом модуле размещается подъемная пусковая установка на 4 ракеты. УСМ предназначен для подготовки и старта ракет из транспортно-пусковых контейнеров.

 

МоБУ обеспечивает:

- повседневное обслуживание и регламентные проверки ракет;

- прием ЦУ и команд на выполнение стрельбы;

- расчет исходных данных стрельбы;

- проведение предстартовой подготовки;

- выработку полетного задания и пуск крылатых ракет.

 

МоБУ и МЭЖ могут быть конструктивно оформлены и изготовлены в виде отдельных стандартных морских контейнеров.

 

ОСОБЕННОСТИ:

- Возможность применения с любых наземных и морских платформ

- Оперативность доставки и установки на носитель или береговую позицию

- Поражение надводных и наземных целей

- Возможность наращивания боекомплекта

 

Link to comment
Share on other sites

Греция приостановила заключение контракта с Россией на поставку Афинам 420 боевых машин пехоты БМП-3. Сделка, готовившаяся более двух лет и сулившая отечественным оборонным предприятиям почти 1,5 млрд. долл., зависла в неизвестности. И причина этого не хорошо известные финансовые проблемы одного из государств ЕС (на русское оружие в бюджете деньги были отложены), а неосторожно брошенная на пресс-конференции критическая фраза в адрес этой машины заместителя министра обороны – начальника вооружений Вооруженных сил России генерала армии Владимира Поповкина. Он тогда сказал следующее: «Нам очень надо беречь солдат. На БМП сегодня все ездят наверху, потому что в этом «гробу» никто ехать не хочет. Надо делать другую машину».

http://www.ng.ru/editorial/2010-04-27/2_red.html

 

Причина, конечно, не в его не слишком умных речах, а в деньгах у греков, но тем не менее - думать надо головой, когда несешь такое.

  • Downvote 3
Link to comment
Share on other sites

Военная техника для парада Победы в Москве

127 самолетов и вертолетов, 159 единиц наземной боевой техники примут участие в параде Победы, который пройдет на Красной площади в Москве 9 мая.

По решению Минобороны РФ, военные парады и торжественные прохождения российских войск в честь Победы в Великой Отечественной войне пройдут 9 мая в 61 городе России, а также в пяти городах Украины и городе-крепости Брест (Белоруссия).

 

 

 

в архиве занимательный ролик ^_^

Link to comment
Share on other sites

Попалась интересная статья, решил здесь разместить...

 

Хождение за три глубины

 

Запомните эту дату: 4 августа 1984 года. Именно в этот день атомная подводная лодка К-278, ставшая через пять лет печально известной как «Комсомолец», совершила небывалое в истории мирового военного мореплавания погружение - стрелки ее глубиномеров сначала замерли на 1000-метровой отметке, а потом пересекли ее. Ни одна из боевых подводных лодок мира не могла укрываться на такой глубине - ее раздавило бы всмятку. Но экипаж К-278 находился под защитой сверхпрочного титанового панциря.

 

О том, что это был за корабль, рассказывает бывший начальник Технического управления Северного флота контр-адмирал-инженер Николай Мормуль:

 

- В 1983 году в состав ВМФ СССР вступила атомная подводная лодка К-278. Об этом корабле, единственном в серии, складывались потом мифы. Так, в западной прессе писали, что это самая большая подводная лодка в мире: длина - 122 метра, ширина - 11,5 метра, водоизмещение - 9700 тонн. Ее считали самой быстроходной. Ни то ни другое не соответствовало действительности. И тем не менее корабль был настоящим чудом. Его сверхпрочный титановый корпус позволял погружение на глубину, которой не достигала ни одна лодка в мире, - 1000 метров.

 

Кстати сказать, только 15 августа 1936 года человечество смогло достичь глубины в один километр. Это достижение принадлежит французскому гидронавту - профессору Бибу и его коллеге Бартону. Они погрузились в Атлантике близ Бермудских островов в батисфере, на каждый иллюминатор которой давила сила в 19 тонн... Но то был научный эксперимент. Мы же строили боевую лодку, которая должна была стать родоначальницей серии сверхглубоководных атомарин, нового подкласса подводных кораблей...

 

Строилась лодка долго. Корпус был изготовлен из чистого титана, и в ходе освоения этого металла возникало множество трудностей. Он агрессивен к другим металлам, и сопряжение титановых конструкций с серийным оборудованием требовало новых технических решений. При насыщении титана водородом образовывались трещины, поэтому сварка производилась в особой газовой среде. Однако когда лодка прошла глубоководные испытания на столь ошеломляющей глубине, все усилия оказались оправданными.

 

Уникальный титановый корабль сравнивался с орбитальной космической станцией. Его основное назначение состояло в изучении комплекса научно-технических и океанологических проблем. Он был одновременно лабораторией, испытательным стендом и прототипом будущего гражданского подводного флота - более скоростного, чем надводные торговые и пассажирские корабли, более надежного, чем авиация, ибо эксплуатация подводных лодок не зависит от времени года и погоды.

 

На борту К-278 были одна ядерная установка и вооружение: ракеты и торпеды, две из которых имели ядерные головки. Однако лодка не предназначалась для нанесения ядерных ударов по берегу: ее боевая задача заключалась в защите от подводных ракетоносцев противника - «убийц городов».

 

Итак, 4 августа 1984 года «Комсомолец» вышел в точку погружения, которая находилась в одной из глубоководных котловин Норвежского моря. Кораблем командовал капитан 1-го ранга Юрий Зеленский, старшим на борту был Герой Советского Союза контр-адмирал Евгений Чернов, командующий 1-й флотилией атомных подводных лодок, он же председатель Государственной приемной комиссии. В отсеках находились и главные конструкторы уникального корабля - Юрий Кормилицын и Дмитрий Романов.

 

- Перед погружением были тщательно проверены все системы, имеющие забортное сообщение, торпедные аппараты, оружие... - рассказывает о том памятном дне Евгений Дмитриевич Чернов. - Понимали, с такой глубины можно и не всплыть.

 

Уходили в пучину медленно - по невидимым стометровым ступеням, задерживаясь на каждой из них для осмотра отсеков. Программа испытаний была обширной. Проверяли не только герметичность прочного корпуса, но и возможности стрельбы с большой глубины торпедами, систему аварийного всплытия «Иридий», которая позволяла продувать балластные цистерны газами сгоревших пороховых шашек.

 

Погружение на километр заняло несколько томительнейших часов. Любая минута могла быть последней в жизни экипажа. Одно дело - когда летчик-испытатель рискует собой и только собой, имея к тому же парашют, другое - когда ты ведешь на смертный риск почти сотню людей и никаких парашютов за спиной...

 

Скрытая информация:
Рассказывает старшина команды штурманских электриков К-278 мичман запаса Вениамин Матвеев:

 

- В тот день с глубиномера в центральном посту была оторвана черная бумажка, закрывавшая на его шкале секретности ради цифры предельной глубины. Мы ахнули: 900, 1000, 1100 метров... Это же вдвое больше, чем может погружаться обычная атомная подлодка!

 

Мы сидим с Матвеевым на главной улице Воронежа напротив кафе «Капитан Немо». Над входом поблескивает морской бронзой макет фантастического «Наутилуса», придуманного Жюлем Верном. Рядом со мной - реальный человек из фантастического действа: хождения за тысячу метров, за три предельных глубины для обычных атомарин. И рассказывает он об этом как об обычном флотском деле. Вернее, пытается так рассказывать, нет-нет да срываясь на восторженную скороговорку, хотя и прошло более четверти века. Такое не забывается.

 

- Когда на глубине 800 метров объявили торпедную стрельбу, - вспоминает Вениамин Матвеев, - мне позвонил из торпедного отсека мой приятель - мичман Соломин, торпедный техник: «Веня, приходи к нам. Если что, так мы сразу вместе...»

 

Пришел в носовой отсек. Командир минно-торпедной боевой части старший лейтенант Трушин находился в центральном посту.

 

Встал рядом с другом...

 

Когда открыли передние крышки торпедных аппаратов, увидели, как дрогнули от напора глубины задние. Дрогнули, но чудовищное забортное давление удержали. Торпеда вышла нормально... А давление нарастало. Гребные валы вдруг изогнулись, потом снова приняли свою форму. Дейдвудные сальники кувалдами подбивали. Линолеум на палубах вспучивался.

 

Штурман К-278 капитан 3-го ранга Александр Бородин:

 

- Гидроакустик, который обеспечивал наше погружение с надводного корабля, качал потом головой: «Я из-за вас чуть не поседел. Такой скрип стоял, такой скрежет...» Но наш прочный корпус выдержал. Обжатие его было таким, что мою железную койку выгнуло, как лук...

 

На 700-метровой рабочей глубине вывели реактор на 100-процентную мощность. Наконец боцман, управлявший горизонтальными рулями, доложил:

 

- Глубина - тысяча метров! Крен - ноль, дифферент - ноль.

 

Стрелка глубиномера остановилась у четырехзначной цифры - 1000. Есть глубина в один километр!

 

Контр-адмирал Чернов вышел на связь с отсеками по боевой линии и, глядя на глубиномер, дрогнувшим голосом произнес в микрофон внутрилодочной связи бессмертную фразу: «Остановись, мгновенье!». Потом поздравил всех, и по отсекам пронесли флаг корабля. Чернов достал бутылку коньяка и разлил на десять стопок, все чокнулись с главными конструкторами. Выпили, обнялись.

 

Всплывать не торопились.

 

- Успех надо закрепить, - сказал Чернов и обратился к главным конструкторам лодки, которые находились в центральном посту, - Юрию Кормилицыну и Дмитрию Романову:

 

- Если еще на двадцать метров погрузимся, на возможный провал - выдержим?

 

- Должны выдержать, - ответили творцы титанового рекордсмена. Главный строитель корабля Михаил Чувакин тоже кивнул - не раздавит.

 

И они ушли на глубину 1027 метров, туда, где еще никогда не вращались гребные винты подводных лодок.

 

По злой прихоти судьбы через пять лет подводный рекордсмен навсегда уйдет именно в эту котловину на дне Норвежского моря. Но тогда они были на вершине победы...

 

Минуты сверхглубинного плавания тянулись невыносимо. Будто чудовищное давление не только обжало прочный корпус, но и спрессовало в нем само время. Добрый час можно было прожить в такую минуту... А из отсеков поступали тревожные доклады - там потек фланец, там треснула от резкого уменьшения диаметра корпуса деревянная панель...

 

Чернов медлил с командой на всплытие. Надо было испытать все до конца. Потом, как пули, стали отлетать срезанные немыслимым обжатием титановые болты. Но в целом все механизмы работали без замечаний, корабль прекрасно управлялся как по глубине, так и по горизонту. А самое главное - он мог стрелять из этой бездны, оставаясь неуязвимым для глубинных бомб и торпед противника, которые были бы раздавлены на полпути к цели.

 

- Я не выдержал и крепко обнял корабелов по очереди, - вспоминает Чернов. - Спасибо, ребята... Подумать только, они замыслили это титановое чудо еще 25 лет назад! В 1969 году... И будто по заказу мы погрузились как раз в день рождения «Плавника». (Это заводское имя К-278, и не надо было его менять в угоду нашим политикам.) Честно говоря, не хотелось уходить с такой глубины. Кто и когда на нее пришел бы еще? Никто больше и не пришел...

 

На рулях глубины в тот исторический день сидел боцман атомарины мичман Вадим Полухин. Это, подчиняясь его рукам, уходила атомарина на рекордную глубину. Он сидел в каске, чтобы, не дай бог, какой-нибудь срезанный давлением болт не угодил в голову.

 

Мичман запаса Вениамин Матвеев:

 

- Проверяли на том погружении все, что можно было проверить. В том числе и систему порохового продувания балластных цистерн. С такой глубины никаким сжатым воздухом не продуешься - только силой пороховых газов. Всплыли, точнее, вознеслись с глубины 800 метров за 30 секунд.

 

Контр-адмирал Чернов поднял перископ и чертыхнулся - все вокруг серое, непроглядное.

 

- Штурман, что у тебя с перископом? Поднять зенитный!

 

Подняли зенитный перископ - все то же, кромешная мгла.

 

Отдраили верхний рубочный люк - зачихали. Все в пороховом дыму. Лодка всплыла в облаке дыма. Но всплыла! С немыслимой до сей поры глубины. С помощью новейшей системы всплытия. Все подтвердилось, все оправдалось.

 

О выполнении важнейшего испытания было доложено главнокомандующему ВМФ СССР Адмиралу Флота Советского Союза Сергею Горшкову и членам правительства. О том небывалом и до сих пор непревзойденном рекорде не трубили в газетах. О нем узнали лишь тогда, когда атомная подводная лодка К-278 навсегда скрылась в пучине Норвежского моря, быть может, в том самом месте, где и был поставлен главный мировой рекорд подводного судостроения в XX веке.

 

Ну ладно - секретность... Но то, что экипаж не наградили за такое свершение, - вот это в голове не укладывается. Почему?

 

Мичман запаса Вениамин Матвеев:

 

- Перед погружением адмирал Чернов сказал: либо всех наградят, либо никого. Так оно и вышло - никого. А дело в том, что мы в Норвежском море получили радио - вернуться в базу и принять на борт московских адмиралов. Чернов возвращаться не захотел, записал в вахтенный журнал: «Управление подводной лодкой беру на себя» - и велел погружаться. «Наездников нам не надо», - сказал он.

 

Правда, позднее командир наш - капитан 1-го ранга Зеленский получил орден Красной Звезды, а Чернов - Октябрьской Революции. Но это было на степень ниже того, на что представляли. Командир-то шел на Героя...

 

Полковник медицинской службы Евгений Никитин, автор книги «Холодные глубины», высказался на этот счет более определенно:

 

- Вернувшийся с испытаний корабль посетил командующий Северным флотом адмирал Иван Матвеевич Капитанец. Он поздравил всех с успешным проведением главных испытаний, назвал экипаж перед строем «экипажем героев» и приказал представить всех его членов к государственным наградам.

 

Наградные листы на членов экипажа были оформлены и переданы командующему флотом. Однако награждение героев-подводников не состоялось. Возразило политуправление флота, которое не увидело заслуги экипажа в покорении боевой подводной лодкой тысячеметровой глубины. Не увидело, возможно, потому, что кроме политработника В. Кондрюкова (штатного замполита К-278. - Н. Ч.) в списке представленных к наградам не было ни одного политотдельца. Не поняли работники политуправления, что рождался качественно новый подкласс подводных кораблей...

 

А потом и вовсе никто не захотел говорить о наградах - «Комсомолец» навсегда ушел в ту бездну, в которой и поставил некогда свой мировой рекорд...

 

Увы, о том уникальнейшем достижении ТАСС не сообщил. И фамилия командира, совершившего это немыслимое погружение, не стала достоянием широкой гласности. Назову ее как архивное открытие в надежде, что однажды она войдет во все учебники морской истории и монографии - капитан 1-го ранга Юрий Зеленский.

 

К стыду своему, при нашей первой с ним встрече я не смог сказать ему слова, достойные его подвига. Мы спорили... Это было в первые дни после гибели «Комсомольца». В полном отчаянии от такой потери (там, в Норвежском море, погиб и мой добрый сотоварищ - капитан 1-го ранга Талант Буркулаков) подводники и инженеры, журналисты и спасатели сходились стенка на стенку. Спорили обо всем - виноват ли экипаж Ванина, надежно ли была спроектирована и построена лодка, вовремя ли пришли рыбаки, почему не сработала как надо спасательная служба ВМФ... Ломали копья точно так же, как спустя десять лет придется ломать их в дни трагедии «Курска». Копья ли? Скорее старые грабли, наступать на которые уж до бешенства больно и обидно... На такой вот ноте мы и расстались. «Безлошадный» Зеленский отбыл вскоре в Северодвинск, на его карьере был поставлен крест, поскольку он стал перечить выводам Правительственной комиссии и посмел не только иметь свое особое мнение, но и публично его высказывать.

 

Тихо и безрадостно закончил он свою флотскую службу капитаном-диспетчером заводской гавани в Северодвинске...

 

А имя его должно быть в Пантеоне подводного флота России. Национальный герой, увы, непризнанный и никому не известный, как и большинство героев нашего флота. Их постигла судьба героев Первой мировой войны. Тогда грянул октябрьский переворот и начался новый отсчет времени, новый счет заслугам и подвигам. Нечто подобное произошло и после августа 1991-го. До того - режим секретности, после того - режим ненужности...

 

И все-таки капитан 1-го ранга Юрий Зеленский был первым в мире подводником, который увел свой корабль за километровую отметку глубины. Запомним это навсегда.

 

***

 

По счастью, мне довелось снова встретиться с Юрием Зеленским. На сей раз не второпях, основательно - в петербургском клубе моряков-подводников. Это было в 2005 году. В кают-компании клуба собрался весь цвет подводного флота России: боевые адмиралы и командиры подводных лодок. Они аплодировали пожилому скромному человеку в гражданском пиджаке. Это было очень похоже на то, как встречали когда-то в Кронштадте Александра Маринеско, вышедшего из глубокой житейской тени к своим боевым собратьям.

 

27 лет провел Зеленский в Северодвинске. В оные годы на такой срок ссылали в эти края за тяжкие преступления. А его - за подвиг. Впрочем, свою северодвинскую службу Зеленский наказанием не считал: он принимал и испытывал там новейшие атомные подводные лодки - целых восемь «корпусов», как говорят корабелы. С его легкой и опытной руки пошли бороздить они океанские глубины.

 

***

 

Вместо послесловия к этой истории приведу слова Героя Советского Союза вице-адмирала Евгения Чернова: «По поводу ситуации, сложившейся с оценкой службы основного экипажа глубоководной подводной лодки К-278 Северного флота и его командира капитана 1-го ранга Ю. А. Зеленского, при испытаниях подводной лодки погружением и плаванием на предельной глубине 1000 метров.

 

Экипаж атомной подводной лодки К-278 («Комсомолец») был сформирован в 1981 году из лучших профессионалов - добровольцев 1-й флотилии атомных подводных лодок СФ, прошел обучение по специально разработанной программе, принимал активное участие в достройке подводной лодки, ее швартовных, заводских и государственных испытаниях.

 

На 1-й флотилии СФ экипаж К-278 был введен в первую линию кораблей постоянной боевой готовности, полностью выполнил «Программу опытной эксплуатации» и был подготовлен к испытанию погружением и плаванием на предельной глубине погружения.

 

4 августа 1984 года впервые в истории мирового подводного плавания боевая и боеготовая атомная подводная лодка К-278 водоизмещением 8500 тонн погрузилась на глубину 1020 метров в Норвежском море для испытания ее на этой глубине и проверки работы энергетической установки, технических средств, систем, устройств и оружия корабля. На борту глубоководного атомохода находились 80 человек. Это был коллективный подвиг и мировой рекорд.

 

Лодкой управлял штатный экипаж - 57 человек. Результаты испытаний фиксировали представители конструкторских бюро и судостроители. Впервые подводной лодкой была достигнута ось океанского глубоководного звукового канала, испытана новая система аварийного всплытия с глубины 800 метров, на этой же глубине были проверены по назначению торпедные аппараты.

 

Командующий Северным флотом адмирал И. М. Капитанец приказал подготовить наградные документы на всех членов экипажа, что и было сделано немедленно...

 

Подводная лодка со штатным экипажем продолжала интенсивное плавание... Вопрос о награждении командира и экипажа глубоководной подводной лодки «за отвагу и мужество при испытаниях и освоении нового глубоководного корабля» был отложен. Главкома Чернавина сменили главнокомандующие Громов, затем Куроедов. Последний хотел найти наградные документы: «Найду - представлю», но не успел - погиб «Курск».

 

В конце 80-х годов капитан 1-го ранга Зеленский был назначен на тупиковую должность в Северодвинск и там же уволен в запас. Его взял на работу диспетчером по части буксиров генеральный директор СМП Д. Г. Пашаев. Зеленский «виноват» в том, что не дал в обиду свой корабль при установлении причин его катастрофы. Главком Куроедов выделил ему квартиру во Всеволожском районе Ленинградской области...»

 

АПЛ ПРОЕКТА 685 «ПЛАВНИК»

 

ТТЗ на проектирование опытной боевой подводной лодки с повышенной глубиной погружения с целью изучения условий ее эксплуатации было выдано в августе 1966 года. Опыт, полученный при создании этой ПЛ, предполагалось использовать для создания проекта глубоководных лодок, пригодных для серийной постройки. Процесс проектирования занял почти восемь лет и технический проект был утвержден только в 1974 году. Повышенная глубина погружения обусловила выбор титановых сплавов в качестве материала прочного корпуса.

 

Для экстренного (в течение 20-30 с.) создания положительной плавучести на больших глубинах при поступлении внутрь лодки забортной воды была установлена система продувания балласта одной из цистерн средней группы при помощи пороховых газогенераторов. Носовые горизонтальные рули выдвижные. Было решено отказаться от торпедопогрузочного люка и прочной рубки. Вход в лодку осуществлялся через ВСК (всплывающую спасательную камеру). Все это позволило свести к минимуму число отверстий в прочном корпусе.

 

Лодка имела шесть носовых 533-мм ТА с устройством быстрого заряжения. Каждый ТА имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство. Стрельба могла производиться на всех глубинах погружения.

 

Боекомплект состоял из 22 единиц (торпеды и ракетоторпеды). Типовой вариант загрузки ТА был следующий: 2 торпеды САЭТ-60М, 2 ракетоторпеды РК-55, 2 реактивные торпеды ВА-111 «Шквал». На стеллажах находились шесть ракетоторпед и десять торпед. Выдачу целеуказания для применения ракетоторпедного вооружения осуществлял ГАК «Скат».

 

Лодка получила тактический номер К-278. Строилась на СМП (заводской номер 510). Закладка состоялась 22 апреля 1978 года. 9 мая 1983-го она была спущена на воду и после завершения госиспытаний 20 октября того же года вошла в состав Северного флота. В октябре 1988-го была переименована в «Комсомолец». Этот уникальный корабль, гордость отечественного подводного кораблестроения, погиб 7 апреля 1989 года в 17 часов 8 минут в Норвежском море.

 

источник Источник vpk-news.ru

 

Да, тогда 1000 метров была рекордом для подводных лодок. Но сейчас новые лодки осваивают куда большие глубины моря. Но в справочниках их никто не найдёт. Потому что это лодки не военно-морского флота. И даже внешний вид их секретен. Ходят слухи, что сейчас осваивают глубины 2000 метров и даже 6000 метров. Но это лишь слухи...

А тогда - молодцы были подводники - тогда не наградили как хотели - сейчас можно было бы наградить. Люди шли на испытания лодки добровольцами. Мало кто думал тогда, что такие глубины вообще возможны для боевых подводных лодок.

Кстати лодка уникальна до сих пор. До сих пор нет противолодочного оружия которое смогло бы поразить лодку на глубине в 1 километр. Самые глубоководные натовские торпеды могут ходить на 940 метров всего.

Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай и вникай. (с) А.П. Чехов

Чем дальше общество отдаляется от правды, тем больше оно ненавидит тех, кто ее говорит. © Джордж Оруэлл

Link to comment
Share on other sites