Перейти к содержанию

Этот день в истории


Рекомендуемые сообщения

image.png

Итак не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. [Матф., 10:26]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...
  • Ответов 3,9 тыс
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

30 марта 1613 г. (411 лет назад) – ДЕНЬ ПОДВИГА ИВАНА СУСАНИНА

"ТЕРПЯ НЕМЕРНЫЕ ПЫТКИ": КАКОВА ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ ПОДВИГА ИВАНА СУСАНИНА

Староста села Домнино Костромского уезда Иван Сусанин был убит, спасая жизнь царя Михаила Романова. Общепринятая версия гласит, что 30 марта 1613 года русский крестьянин завёл польский отряд в непроходимую чащу. Поняв, что Сусанин не собирается выдавать местонахождение монарха, шляхтичи зарубили его.

Подвиг Ивана Сусанина описан во всех учебниках истории СССР и России, однако достоверных данных о жизни и обстоятельствах гибели крестьянина Костромского уезда крайне мало. На текущий момент установлено предполагаемое место трагических событий, но мнения по поводу даты подвига сильно расходятся. Так, протоиерей Алексий Данилович Домнинский (1794-1871) утверждал, что Сусанин погиб осенью 1612 года. Большинство отечественных исследователей убеждены, что герой однозначно погиб после 3 марта 1613 года (избрание Земским собором Михаила Фёдоровича Романова на царствование). Так, если учитывать природно-климатические факторы и расположение польских войск, наиболее вероятной датой гибели можно считать 30 марта 1613 года.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И СОМНЕНИЯ

Сам факт подвига старосты села Домнино (вотчина семьи Романовых) Ивана Сусанина сомнению, как правило, не подвергается. В распоряжении историков есть четыре грамоты 1619, 1633, 1644 и 1691 годов, в которых регламентируются привилегии и льготы потомкам героя, отдавшего жизнь за Михаила Фёдоровича.

В жалованной грамоте от 30 ноября 1619 года провозглашалось, что зять героя Богдан Собинин избавляется от всех податей "за тестя его, Ивана Сусанина, к нам службу, и за кровь". Спустя 14 лет была издана грамота, позволявшая дочери погибшего крестьянина Антониде переселиться с детьми ("с Данилком да с Костькою") в пустошь Коробово Костромского уезда.

Однако в этих документах не приводится подробное описание подвига Сусанина. Небольшой отрывок из грамоты 1619 года сообщает лишь о том, что "польские и литовские люди" постоянно наведывались в Костромской уезд, разыскивая Михаила Фёдоровича, и замучили крестьянина до смерти.

"…Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти..." – отмечалось в документе.

Легенда о том, что Сусанин согласился показать оккупантам местонахождение монарха и намеренно завёл их в непроходимую чащу, появилась в опере Михаила Глинки "Жизнь за царя" (1836) и затем прочно вошла в учебники истории. В письменных источниках о гибели поляков ничего не говорится.

Версию композитора раскритиковал его современник, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук Иван Костомаров. Кроме того, Костомаров опровергал подлинность изложенных о Сусанине фактах в жалованной грамоте от 1619 года. Историк полагал, что героическую легенду якобы создал Богдан Собинин в стремлении выпросить у Михаила Фёдоровича привилегии. Как полагал Костомаров, Сусанин погиб, став жертвой разбойников.

ДОЛГОЖДАННАЯ НАХОДКА

Большинство современных историков, опираясь на результаты археологических экспертиз, опровергают интерпретацию Костомарова. Эксперты сходятся во мнении, что Сусанин действительно существовал, перенёс муки и пожертвовал собой, спасая новоизбранного государя.

В частности, местные археологи нашли польскую саблю XVII века. Эта находка подтвердила тот факт, что иностранные интервенты часто наведывались в Костромской уезд, захват которого не имел стратегического значения.

Кроме того, было найдено множество человеческих останков и нательных крестов вблизи села Исупово (Сусанинский район Костромской области – сейчас это вымершая деревенька). Долгое время на этом месте было болото. Примечательно, что почти все найденные кресты оказались католическими, а один из православных был разрублен.

Скорее всего, именно здесь и погиб Сусанин. Исследование его предполагаемых останков позволило установить возраст (45-50 лет), рост (около 165 см) и причину смерти – удар по голове.

Помимо этого, историки определили, что Сусанин – это не фамилия русского героя в привычном современному человеку смысле. Сусанин дословно означает сын Сусанны – так на Руси называли вдов. Таким образом, можно сделать вывод, что у крестьянина не было отца, а отчество "Осипович", которое часто упоминается в литературных источниках, является выдумкой.

Не вызывает особых споров и то, что Сусанин трудился старостой Домнино, но насколько он был близок к царю и его матери Марфе Ивановне, достоверно неизвестно.

СИМВОЛ ЕДИНСТВА

Заместитель директора Российского государственного архива древних актов (РГАДА), главный хранитель фонда Юрий Эскин в беседе с RT констатировал, что сведения о Сусанине по-прежнему остаются весьма скупыми. Одна из причин – крестьянское происхождение и отсутствие сына. Род Сусаниных после смерти Ивана продолжился по женской линии.

"Никаких особенных сведений о Собининых нет, кроме тех документов, которые были даны дочери Ивана Сусанина... Не можем мы сказать и о том, знал ли Сусанин об избрании Михаила Романова на престол. Сусанин, возможно, знал Михаила ещё ребёнком и потому был готов отдать за него жизнь", – пояснил Эскин.

Кроме того, эксперт призвал не делать однозначных выводов о гибели Сусанина. По его словам, в Костромском уезде в Смутное время орудовали разбойники и "солдаты удачи". Набеги на крестьян нередко совершали банды, состоявшие из украинцев, белорусов и казаков.

"История Сусанина стала популярна за пределами Костромской губернии достаточно поздно. Заговорили об Иване Сусанине уже после визита в Кострому Екатерины II в 1767 году. Историей России до XIX века дворяне почти не интересовались. Также был немаловажный идеологический момент: хорошо ли, что простой мужик спас царя", – заметил собеседник RT.

Ситуация коренным образом изменилась после Отечественной войны 1812 года. История подвига Сусанина стала символом единства царской власти и народа, вписавшись в концепцию "Православие, самодержавие, народность".

Образ героя-крестьянина продолжил жить и в советское время. В 1939 году опера Глинки была переименована в "Ивана Сусанина". В новом либретто упоминание о подвиге ради царя исчезло. Персонаж домнинского старосты символизировал героизм простого русского человека.
 

h-73038.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31 марта 1943 года завершилась Ржевская битва во время Великой Отечественной войны.
Ржевская битва - одно из самых кровопролитных сражений в истории человечества.

image.png

Итак не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. [Матф., 10:26]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 апреля 1977 г. (47 лет назад) С КОНВЕЙЕРА СОШЕЛ ПЕРВЫЙ ВНЕДОРОЖНИК "НИВА" – ВАЗ-2121

УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ "НИВЫ": КАК АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ СОВЕТСКИХ КОЛХОЗНИКОВ ПОЛЮБИЛИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

Lada Niva – автомобиль во многом уникальный и один из самых успешных отечественных за всю историю.

"ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА"

Именно так летом 1970 года в Тольятти сформулировал следующую задачу завода Председатель совета министров СССР Алексей Косыгин. Это и послужило сигналом к началу разработки полноприводного автомобиля.

Конечно, советские инженеры поначалу представляли себе такой автомобиль максимально простым по дизайну. Кузов первого образца ВАЗ-Э2121 (Э – экспериментальный) сделали, правда, несущим, а переднюю подвеску – независимой. Но концептуально машина с брезентовый крышей все равно была близка к ГАЗ-69 – классике советских внедорожников.

Зато для новой машины разработали оригинальную трансмиссию, которая позволяла подключить только передний, только задний или полный привод. Но от этой схемы быстро пришлось отказаться. Руководство завода выдвинуло жесткие требования: для удешевления производства – максимальная унификация с серийными моделями, в том числе и использование уже существующей коробки передач. Раздаточная коробка – новая, но отдельная – не в блоке с коробкой передач.

Немало сил инженеры потратили, чтобы убедить руководство в целесообразности постоянного полного привода. Большинство внедорожников того времени имели подключаемый передний привод. Но для молодых конструкторов из Тольятти примером для подражания послужил в данном случае британский Range Rover с постоянным полным приводом.

Первый прототип ВАЗ-Э2121 вышел на испытания в апреле 1972 года. Чуть позже появился второй образец. Машины снабдили декоративной фальш-эмблемой с красным крестом и надписью Formika. Сделали это только для этого, чтобы на улицах люди не задавали испытателям лишних вопросов.

ОТ FORMIKA ДО "НИВЫ"

Специально для полноприводного автомобиля на заводе решили создать двигатель с бо́льшей, чем у существующих серийных моторов, мощностью. В ноябре 1971 года появились первые прототипы агрегата рабочим объемом 1,6 л, мощностью 80 л.с. при 5400 об/мин и с моментом 116 Нм при 3400 об/мин. Позднее этот двигатель поставили и на ВАЗ-2106.

Но пока шли работы ведущий конструктор проекта Петр Прусов и молодой дизайнер Валерий Семушкин по собственной инициативе, без согласования с руководством, стали параллельно прорабатывать проект автомобиля с закрытым, более комфортабельным кузовом.

Макет совсем иного внешнего автомобиля показали главному конструктору ВАЗ Владимиру Соловьеву 5 мая 1972 года. И ему идея понравилась! Не без труда, но и высшее руководство завода и даже министерство автомобильной промышленности СССР удалось все-таки убедить в том, что внедорожник должен быть именно с закрытым кузовом и с салоном, не уступающим комфортом и отделкой нормальному легковому автомобилю. К тому времени машина получила уже и передние дисковые тормоза (на первых прототипах они были барабанными).

В апреле-августе 1973 года собрали четыре прототипа ВАЗ-2Э2121 которые были уже очень похожи на те, что пошли в серию. На одной из машин была даже надпись "Нива".

ЭФФЕКТЫ И ДЕФЕКТЫ

Серийное производство ВАЗ-2121 официально начали 5 апреля 1977 года. В СССР "Нива" произвела фурор прекрасной проходимостью в сочетании с высокой динамикой и комфортом. Салон Нивы получил отделку не хуже, чем в "Жигулях", причем самых престижных моделей: ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106.

Несмотря на высокую цену (дороже "Нивы" была только "Волга") за автомобилями выстроились очереди, причем не только из колхозников, но и горожан, любящих выезды на природу.

Главным недостатком машины стало даже не тесное заднее сиденья (ведь длина автомобиля – всего 3740 мм, а база – 2220 мм) и маленький багажник. Автомобиль на высоких скоростях был очень шумный. "Пела" трансмиссия с промежуточным валом между коробкой передач и раздаткой и "злые" внедорожные шины. Кроме того, на "Ниве" с перегрузкой работала стандартная четырехступенчатая коробка передач. Это была плата за унификацию с "Жигулями". Но и это многие прощали машине с удивительным сочетанием, как казалось раньше, несочетаемых качеств.

COSSACK И ДРУГИЕ НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА

Экспорт "Нивы" начали в 1978 году. Вскоре за границу стали отправлять до 70% внедорожников. Такой зарубежный успех автомобиля никто в СССР не планировал. Но спрос был настолько велик, что в Британию, например, первые автомобили поставляли с левым рулем, поскольку праворульная модификация была еще не готова.

По количеству зарубежных тюнинговых версий "Нива" конкурировала разве, что с "Ладой-Самарой", а скорее всего вышла на первое место.

Из "Нивы", в частности, делали разнообразные грузовики, причем даже в далеких Австралии и Канаде. Нехитрые пикапы имели немного удлиненный задний свес и, естественно, откидывающийся задний борт. А вот чешский экспортер наших "Лад" делал более хитрую модификацию Lada Niva Special Praktik – нечто среднее между универсалом и фургоном: у стандартной "Нивы" увеличивали задний свес, к крыше пристроили пластиковое продолжение, при этом дверь багажника оставалась стандартной.

В разных странах строили и продавали несколько версий кабриолетов. Конструкции были примерно одинаковые. Чтобы не ослаблять несущий кузов, сохраняли средние стойки и перемычку между ними. Мягкую крышу делали в задней части автомобиля, в передней иногда – люк.

Один из самых известных кабриолетов – французская Lada Niva Plein Soleil (солнечный) – творение компании Poch, активно занимающейся продажей автомобилей ВАЗ. Кстати, в вначале 1980 х этот экспортер вывел марку Lada по продажам на седьмое место во Франции.

Похожую на французскую машину без вычурного обвеса, которым увлекались некоторые зарубежные экспортеры, соорудила и итальянская фирма Giallo Exploit.

Версия с кузовом кабриолет была и у британской "Нивы" с забавным именем Cossaсk. Автомобили с мягкими крышами продавали также в Голландии под именем Savanne, в Германии и в Австралии.

ДЛИННЕЕ И ВЫШЕ

Чуть позже, чем на Западе, "Нива" стремительно стала обрастать самыми разнообразными, иногда очень причудливыми версиями и на родине.

Вообще-то у заводских испытателей была поговорка: чем длиннее "Нива", тем меньше живет ее трансмиссия. Тем не менее, идея сделать тесный автомобиль просторнее и для задних пассажиров, и для багажа существовала всегда. И в 1990 х этим делом активно занялись сразу несколько производителей.

Самый щадящий вариант ВАЗ-21218 "Фора" предложила тольяттинская компания "Бронто". Базу увеличили всего на 300 мм – до 2500 мм. Но машина с удлиненными дверями и приподнятой над задним диваном крышей стала заметно просторней.

Еще раньше, в 1994 году, Опытно-промышленное производство (ОПП) ВАЗ наладило выпуск мелкосерийной "Нивы" с базой уже 2700 мм. Забавно, что ВАЗ-2129 был при этом трехдверным – со стеклянной вставкой между передним и задним боковыми окнами. На крыше сделали пластмассовую накладку, закрывающую сварной шов. Зато при складывании заднего сиденья получался просто гигантский фургон. Трехдверные машины делали, правда, совсем недолго. В 1995 м в производство пошел более логичный и практичный пятидверный ВАЗ-2131.

Компания "Лада-Тул" развила эту идею, увеличив еще и высоту крыши, а потом даже и задний свес. Такой ВАЗ-2131 05 предлагали в качестве кареты скорой помощи.

Первый серийный отечественный грузовик на базе ВАЗ-2121 в 1992 м сделала фирма "Восточное кольцо". Бортовой ФВК-2302 с полурамой за кабиной имел грузоподъемность 500 кг и рессорную заднюю подвеску. В 1994 м после реорганизации подразделения, которое строило грузовики, автомобиль получил имя "Лада-Бизон". Выпуск прекратили уже в 1995 м, собрав всего около 650 машин. Однако позже несколько грузовых версий "Нивы" делала тольяттинская фирма ВИС.

И ДАЖЕ ГОНОЧНЫЕ

"Колхозный" вездеход стал даже и гоночным автомобилем. Впервые сделать такую машину отважился неугомонный Жан Жак Пок, экспортировавший "Лады" во Францию. Его фирма в 1980 е строила раллийные "Нивы" для престижного марафона "Париж-Дакар".

С каждым годом французские автомобили становились все более гоночными – тщательно подготовленными для соревнований. Начинали со стандартного мотора, форсированного всего до 110 л.с. Потом появились агрегаты объемом 1,8 л, мощностью 140-160 л.с. А поздние машины с карбоновыми деталями кузова и прочими серьезными доработками оснащали французскими двигателями V6 объемом 2,4 л мощностью уже до 310 л.с.!

Высшим достижение "Нивы" от фирмы Poch стало второе место в абсолютном зачете ралли-марафона!

Уже в начале 1990 х АвтоВАЗ тоже создал раллийную "Ниву". Lada Niva T3 оснастили двигателем объемом 1,9 л мощностью 135 л.с. Автомобиль с дисковыми тормозами на всех колесах и серьезно переделанной подвеской развивал до 170 км/ч.

За четыре с половиной десятилетия выпустили уже более 2 миллионов "Нив" и снимать с производства автомобиль пока не собираются. Так что история автомобиля для советских колхозников, обросшего множеством удивительных модификаций, пока не закончилась.
 

h-73234.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 апреля 1930 г. (94 года назад) В СССР УЧРЕЖДЕН ОРДЕН КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ

ОРДЕН КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ – САМАЯ МАССОВАЯ НАГРАДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Орден Красной Звезды был учрежден одновременно с орденом Ленина и, в отличие от него, сразу задумывался как награда для военных. Он был предназначен для награждения за большие заслуги в деле укрепления обороноспособности и безопасности государства как в военное, так и в мирное время.

Эскиз ордена Красной Звезды создал заслуженный работник Московской фабрики Гознака СССР Василий Куприянов, который начал трудиться на Монетном дворе еще в императорские времена. А скульптором был Владимир Голенецкий – медальер, который до того работал над орденом Трудового Красного Знамени.

Знак ордена Красной Звезды представлял собой выпуклую пятиконечную звезду, лучи которой были покрыты рубиново-красной эмалью. В центре звезды – пластинка с рельефным изображением фигуры красноармейца, вооруженного винтовкой Мосина с примкнутым штыком. Изображение несколько раз менялось: на первых орденах красноармеец был анфас и в ботинках с обмотками, а на более поздних – изображен в профиль и обут в сапоги. Ниже металлической пластинки, между двумя лучами звезды располагались традиционные для наград советского времени серп и молот. По окружности пластинки – надпись "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", а в нижней ее части – более крупная надпись "СССР".

Орден № 1 был присвоен 13 мая 1930 года легендарному полководцу, командарму 1-го ранга, а впоследствии Маршалу Советского Союза Василию Блюхеру. В то время он командовал войсками Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, а награду получил за операцию но отпору китайской агрессии в 1929 году, когда противник захватил Китайско-Восточную железную дорогу. Интересно, что тот самый орден Красной Звезды № 1, изготовленный специально для Блюхера, поступил с Монетного двора только 1 июля 1931 года, так что на грудь героя он попал несколько позже, чем был ему присвоен.

В довоенные годы орден Красной Звезды вручали не только военачальникам и участникам дальних перелетов, не только тем, кто проявил себя мужественным и умелым воином. Его получали и военврачи, и конструкторы военной техники, и испытатели, и в целом многие из тех, кто посвятил свою жизнь укреплению боеспособности страны.

В годы войны было произведено более 2 млн. 860 тысяч награждений: за личное мужество и отвагу в боях, а также за отличную организацию и умелое руководство боевыми действиями, способствовавшими успеху советских войск.

Орден Красной Звезды могли вручать также и за трудовые подвиги советских людей в тылу. Иногда орденом награждали даже граждан других государств. Например, такой награды был удостоен единственный солдат США, воевавший за РККА – Джозеф Байерли. Всего кавалерами ордена Красной Звезды за всю историю награды стали 182 гражданина других государств.

Последнее награждение орденом Красной Звезды состоялось 24 декабря 1991 года.
 

h-73264.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.10.2018 в 19:42, _QueerAsFolk_ сказал:

Балаклавское сражение

Здраствуйте, обожаю читать про эту битву, всё же я не считаю что Россия тогда проиграла хоть это так и было, и вот обяснение почему же - она в этой статье https://voynablog.ru/2017/05/19/balaklavskoe-srazhenie-1854-goda/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(5) 12 апреля 1242 г. (782 года назад) ВОЙСКО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ОДЕРЖАЛО ПОБЕДУ НАД НЕМЕЦКИМИ РЫЦАРЯМИ НА ЧУДСКОМ ОЗЕРЕ (ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ)

"ВСЕ БЫЛО ПО-ДРУГОМУ". ЧЕГО МЫ НЕ ЗНАЕМ О ЛЕДОВОМ ПОБОИЩЕ

О Ледовом побоище, которое было в апреле 1242-го, слышали все. Однако, как выяснили историки, распространенные представления ошибочны: о битве мало достоверных сведений, зато мифов – огромное количество.

ИСТОРИЯ ЗАДНИМ ЧИСЛОМ

Сюжет, знакомый со школы: закованные в латы рыцари с "ведрами" на головах. Поверх доспехов – белые полотна с черным крестом. Даже лошади с такой символикой. В руках – щиты, булавы или огромные мечи.

Выстроились крестоносцы в свинью – тупой клин. Расчет прост: обратить в бегство тяжелую пехоту новгородцев, а затем добить разрозненные фланги. Но Александр Невский решил перехитрить немцев: в центр поставил лучников и легковооруженных бойцов, а конницу по бокам.

Посередине заледенелого водоема русские войска заманили недруга в "клешню" и окружили. Рыцари бежали, однако под тяжестью амуниции лед треснул.

"И пало немцев 500, а чуди (местные союзнические племена. – Прим. ред.) бесчисленное множество. В плен взяли 50 лучших воевод и повели их в Новгород. Остальные же потонули в озере, потому что была весна", – эти строки и сегодня тиражируют на уроках.

Подают их как исторический источник. Правда, без уточнения, какой. Скорее всего, речь о Псковской третьей летописи, которая довольно подробно описывает сражение.

Все бы ничего, но составлена она в середине XVI века – через четыреста лет после события. Более того, историки не сомневаются, что сведения о битве представляют собой компиляцию более ранних источников. А в них, что интересно, куда меньше информации. Самые ранние записи относятся к 1250-му. Спустя примерно 80 лет их переписали составители Новгородской первой летописи. Битву изобразили пусть и лаконично, но ярко: "Это было невиданное по ожесточению сражение. Треск от ломающихся копий, звуки ударяющихся мечей, топоров наполнили воздух". Гул был такой, добавляет рассказчик, "словно это лед тронулся".

"ВСЕГО 20 РЫЦАРЕЙ"

Летописные строки впечатлили не только современников, но и советских кинематографистов. Знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна стал для нескольких поколений учебником истории: узнаваемые образы – прежде всего рыцарей в рогатых шлемах – именно оттуда. Кинолента вызвала фурор и среди некоторых ученых: официальная историография называла Ледовое побоище "одним из крупнейших сражений Средневековья".

Долгие годы господствовала версия, что на Чудском озере бились чуть ли не 30 тысяч человек. Само собой, столь большое число воинов оставило бы после себя множество артефактов. Однако за 60 лет исследований места битвы ничего так и не нашли.

Отсюда и сомнения в масштабах сражения. О них можно судить по данным, оставленным в хрониках. Русские летописи приводят число погибших рыцарей около 400 человек, немецкие – несколько десятков. Главный источник сведений о битве глазами "вражеской стороны" – "Ливонская рифмованная хроника". Там говорится о "20 убитых братьях и шести плененных".

"При критической оценке числа убитых во время Ледового побоища рыцарей нужно иметь в виду, что хронист говорит не о потерях крестоносного войска вообще, а только о числе убитых "братьев-рыцарей", то есть о рыцарях – действительных членах ордена", – отмечают историки.

С одной стороны, это довольно мало для масштабного сражения. С другой, обращают внимание специалисты, средневековый хронист умалчивает о вполне понятной для его эпохи детали: у каждого рыцаря было четыре помощника – кнехта. Они не только помогали господину облачиться в доспехи, но и участвовали в бою.

Кроме того, Ливонский орден был довольно немногочисленным. В лучшие годы – максимум тысяча человек. Поэтому потеря даже десяти братьев ощутимая. На это указывают сведения о битве под Шауляем в 1236-м, которую летописец описывает как "крупную катастрофу". Тогда пало 49 рыцарей.

То есть численность немецкого войска, по оценкам исследователей, где-то 700-750 человек. Вопрос: сколько бойцов было у Невского?

"Самые подробные данные о численности русского войска содержатся как раз в немецких летописях, прежде всего в "Рифмованной хронике". Там написано, что на одного немецкого рыцаря приходилось шестьдесят русских. Это всегда с порога отвергали ученые, однако, как нетрудно убедиться, такие цифры при ближайшем рассмотрении оказываются предельно точными. Дело в том, что речь именно о посвященных рыцарях, которых, как говорилось выше, было не более семидесяти. Если отталкиваться от этого, то общая численность русских получается в районе четырех тысяч – и это более чем реально", – поясняет историк Александр Щербаков.

Впрочем, другие специалисты отвергают эту версию. Дело в том, что Александр Невский тогда еще не был великим князем всех русских земель: этот титул он получил лишь 12 лет спустя. Следовательно, не мог привлечь столь большое по меркам того времени войско, где каждый должен быть хорошо вооружен и экипирован. Поэтому на стороне новгородцев, по разным оценкам, бились от одной до двух тысяч человек.

"СРАЖАЛИСЬ НЕ НА ЛЬДУ"

Пожалуй, главный образ битвы – проваливающиеся под лед рыцари. Любопытно, что об этом впервые упоминают лишь в XV веке. Софийская первая летопись говорит, что русские преследовали ливонцев семь верст по озеру и те попали на сиговицу – тонкий лед. "Вода потопиши немногия", – гласит хроника.

У современных исследователей много вопросов. Во-первых, они сомневаются, что воины сражались на середине Чудского водоема, на это указывают строки из летописи о засадном полке новгородцев – "на Узмени, у Воронья камени".

Несколько лет назад археологи отыскали основание огромной глыбы, которая подходит под описание: на ней выступы, похожие на крылья, туловище и хвост птицы. А находится она совсем недалеко от берега.

"Вода и лед отступают в апреле еще сильнее, обнажая прибрежное дно озера и прибрежные камыши, – говорит Щербаков. – Именно на таком участке князь Александр Ярославич расположил свои полки: русский боевой порядок не видели с озера, нельзя было установить расположение и численность войск".

По одной из версий, сражались вообще на берегу. В "Ливонской хронике" сказано, что убитые "падали на траву". Впрочем, некоторые ученые считают это немецким фразеологизмом, аналогичным русскому "пасть на сыру землю".

Еще один аргумент, развенчивающий миф о падении под лед, – снаряжение. Все дело в том, что на самом деле ливонцы не сражались в латах и с "рогатыми ведрами" на голове.

"Всем известные доспехи из фильмов появились не раньше XIV столетия. Их использовали только как турнирное или церемониальное снаряжение. Биться в реальных условиях невозможно: очень тяжело и неудобно. Поэтому немецкие рыцари надевали кольчугу. Впрочем, как и наши", – рассказывает историк Владимир Потресов.

То есть стороны были равны по весу: полный комплект снаряжения как ливонца, так и новгородца – около 30 килограммов. В таком случае логично предположить, что русские тоже проваливались под воду. Однако германские хроники об этом не упоминают.

Впрочем, несмотря на убедительные доводы, специалисты все еще спорят о Ледовом побоище. Непонятно, кто был в союзниках у новгородцев, неизвестно точное число войск. А самое главное – неясно, почему столь крупное по меркам XIII века сражение не оставило никаких артефактов.
 

h-73422.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

(10) 21 апреля 1770 г. (254 года назад) – РУССКИЙ ДЕСАНТНЫЙ ОТРЯД ПОД КОМАНДОВАНИЕМ ИВАНА АБРАМОВИЧА ГАННИБАЛА ОВЛАДЕЛ КРЕПОСТЬЮ НАВАРИН

При входе в Наваринскую бухту в ходе Архипелагской экспедиции (1769-1774 годов) наши корабли подверглись сильному обстрелу береговых батарей, но и сами вели по ним интенсивный огонь. Затем русская эскадра встала в бухте на якорь вне досягаемости для огня турецких пушек. Был высажен на берег десант в 300 штыков и при двух батареях полевых пушек и двух гаубицах, который возглавлял сын крестника Петра Великого бригадир Иван Ганнибал. Он быстро оценил обстановку, на высотах вокруг крепости разместил обе свои артиллерийские батареи, всего 24 пушки и два единорога (гаубица с особой формой ствола, увеличивающей её дальнобойность и точность).

По приказу Ганнибала орудия открыли ураганный огонь по турецким позициям и фортификационным сооружениям. Вскоре крепостные постройки запылали, а в восточной части цитадели в стене была проделана огромная брешь. Десант был готов к штурму. Но начальник турецкого гарнизона посчитал более благоразумным сдаться на милость победителя. Русским досталась крепость, её продовольственные и оружейные припасы, а также 42 пушки и 3 мортиры. Двоюродный дед Александра Пушкина за эту викторию удостоился ордена Святого Георгия 3-й степени. Великий поэт был его внучатым племянником.

В дальнейшем та же экспедиция русских кораблей одержала громкие победы над турецким флотом в Хиосском и Чесменском сражениях, успешно блокировала Дарданеллы, полностью прервав сообщение Турции с ее средиземноморскими владениями. Что способствовало успеху русских войск на Дунайском театре военных действий.

Позже Иван Ганнибал в 1778 году основал город Херсон и командовал Черноморским флотом. Закончил он свою службу будучи генерал-аншефом в 1784 году. Причина его отставки – ссора с всесильным фаворитом Григорием Потёмкиным. Скончался Иван Ганнибал в Санкт Петербурге в 1801 году.
 

h-73648.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

26 апреля 1986 г. (38 лет назад) ПРОИЗОШЛА АВАРИЯ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

КРУПНЕЙШАЯ ЯДЕРНАЯ КАТАСТРОФА – ГЛАЗАМИ ВЫЖИВШИХ

В этот день 38 лет произошла одна из самых страшных техногенных катастроф в истории человечества – авария на Чернобыльской АЭС. В первые дни после взрыва умерли несколько десятков человек, в последующие годы скончались несколько тысяч людей.

Устранять последствия взрыва отправили более 600 тысяч жителей Советского Союза. Мы собрали в этом материале воспоминания тех, кто отправился в Припять, даже не представляя, с чем столкнется.

ПЕРВЫЕ ЧАСЫ АВАРИИ

26 апреля 1986 года, в 01:23, в ходе проведения испытаний турбогенератора № 8 на энергоблоке № 4 ЧАЭС произошел мощный гидротермический взрыв, который полностью разрушил реактор. Частично обрушились здание энергоблока и кровля машинного зала. Из-за аварии произошел колоссальный выброс радиации.

Разгорелся пожар, который начал выносить радиацию из опасной зоны. Сохранялась угроза нового, более мощного взрыва и прожига основания реактора. Первой задачей стало подавить это горение. Припятские пожарные, приехавшие на место через минуты после взрыва, оказались в числе первых жертв – по официальным данным, в течение нескольких недель умерли шесть человек.

"[Пожарные] полезли прям на реактор, а там такие булыжники урана лежали. И они уже там получали такую дозу радиации, несовместимую с жизнью, что у них там лопались сосуды, – рассказал в разговоре с NGS.RU ликвидатор аварии Виктор Погудин. – Пожарных на скорой помощи увозили в Москву, и даже врачи подходить боялись. Пожарные сильно пострадали, конечно. Они в первые дни все и погибли".

Стало ясно, что приближаться к горящему реактору нельзя, а значит, тушить нужно с воздуха. Так на сцене появились вертолетчики, которые первыми увидели взорвавшийся реактор.

ИНФОРМИРОВАНИЕ И ЭВАКУАЦИЯ

Полная эвакуация была объявлена только 28 апреля. 1100 автобусов колонной вывозили население Припяти, именно там находилась ЧАЭС, Чернобыля – он всего в 17 километрах от станции, и других близлежащих населенных пунктов.

"Мы в Чернобыль приехали 26 апреля, примерно в половине девятого, а авария случилась с 25-го на 26-е. Начальник штаба, командир части и я, – рассказывал корреспонденту 76.RU один из ликвидаторов аварии Юрий Казаков. – Мы поехали узнать, в чем дело и что случилось, потому что понимания не было ни у кого. Город вроде бы живет. Люди на балконах стоят, смотрят, дети в песочницах играют. Мороженое на улицах продают".

По словам ликвидатора, в Припяти ожидали специальную комиссию из Москвы, которая должна была сделать вывод – нужна ли эвакуация города.

"Никто не хотел брать такую ответственность на себя, ведь начнется паника, полная неразбериха, – объяснял он. – На объекте пожарные работали, что-то там заливали. Потом нам сказали: "Здесь просто авария случилась с выбросом радиации". Мы переглянулись с удивлением – какая авария с выбросом, если там после случившегося вообще нет целого энергоблока?!"

Юрий Казаков приехал на место со своим противогазом, потом ему и его товарищам выдали респираторы. Он вспоминал, что первое время доступ на площадки был практически открытым.

"Никто ничего не понимал до конца, что происходит, – рассказывал он. – На одной из площадок стояла белая "Волга", новенькая. Двое солдатиков сели в нее, покатались два часа. А потом им стало плохо – увезли в больницу. Померли ребята..."

ЛИКВИДАЦИЯ

С 27 апреля по 6 мая вертолетчики совершили 1927 вылетов к аварийному реактору. Туда бросали песок, глину и свинец. Пожар потушили только к 11 часам 1 мая.

"При подлете нам дали команду выключить печки и вентиляторы, активировать дозиметры, – вспоминал в разговоре с 74.RU вертолетчик Владимир Балахонов. – Бортовой техник Сережа Телегин, молодой совсем парень, говорит: "Командир, гляди, у нас зашкаливает!" Дозиметр показывал 500 рентген в час. Наш командир Юрий Яковлев ответил: "Закрой его, чтоб он нам на нервы не действовал".

К слову, нормальный радиационный фон составляет до 50 микрорентген в час, а упомянутые 500 означают, что 50-60 минут работ в таких условиях гарантируют тяжелую форму лучевой болезни с вероятностью выжить 50%. Полтора часа в такой зоне – стопроцентная смерть.

В 30-километровую зону вокруг станции стали прибывать специалисты разных областей со всего Советского Союза. Их отправляли в командировки. Они работали в опасной зоне посменно: те, кто набрал максимально допустимую дозу радиации, уезжали, а на их место приезжали другие. Всех этих людей позднее называли ликвидаторами.

Радиоинженеру Владимиру Щепанскому из Красноярска поручили оснастить спецоборудованием гигантские бульдозеры, предназначенные для ликвидации. В итоге его командировка затянулась на три месяца. "Мы не предполагали там оставаться так надолго, думали, оснастим и уедем. Просто нужно было, чтобы люди, которые разбираются в оборудовании, были на месте, – объяснял NGS24.RU инженер. – Были и рабочие завода Калющенко, которые обслуживали сами бульдозеры. И если надо, меняли и ремонтировали всё необходимое на месте. Я, например, непосредственно на месте аварии бывал два раза: в июне и в июле".

В то время в Припяти вовсю цвела вишня, зеленели сады, по пустым улицам города ходили брошенные животные: собаки, кошки, свиньи, курицы. Для ликвидаторов была развернута армейская кухня, позже появились полноценная столовая и медпункт.

Как рассказали ликвидаторы, в течение всей командировки нельзя было общаться с семьей, писать письма из Чернобыля не разрешали. В июне уровень радиационного фона был самый опасный, поэтому всем, кто был в зоне отчуждения, давали йодосодержащие таблетки. Иначе невыносимо першило в горле.

На месте катастрофы в Припяти работало около 600 тысяч человек со всего Советского Союза.
 

h-73795.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

(16) 26 апреля 1658 г. (366 лет назад) ГЛАВНАЯ БАШНЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ПЕРЕИМЕНОВАНА В СПАССКУЮ

26 апреля 1658 года указом царя Алексея Михайловича главная из 20 башен Московского кремля из Фроловской была переименована в Спасскую. Новое название было дано в честь чудотворной иконы Спаса Нерукотворного, которую государь привёз из Вятки. Образ был поставлен в Успенском соборе, а ворота и башню, через которые его внесли в Кремль, стали именовать Спасскими.

Первоначальное название "Фроловская" было дано башне в честь церкви Святых Фрола и Лавра, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. До наших дней этот храм не сохранился.

Спасская (Фроловская) башня была построена в 1491 году, в период княжения Ивана III. Об этом свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные над въездными воротами башни. С внешней её стороны надпись сделана на латинском языке, с внутренней – на русском:
"В лето 6999 [1491] июля божией милостию сделана быстсия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Пётр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана – прим. ред.)".

Строительство башни положило начало сооружению восточной линии укреплений Кремля. В 1508 году через ров от неё перекинули деревянный мост.

В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле с элементами маньеризма (несохранившиеся обнажённые "статуи-болваны"), образное решение которого восходит к башне ратуши в Брюсселе. В 1628 году фигуры сильно обгорели во время пожара и были убраны с башни.

В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ СПАССКИХ ВОРОТ

Спасские ворота являлись главными из всех кремлёвских и всегда почитались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, написанным на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой; этот обычай сохранился вплоть до XIX века: по свидетельству Хуана Валеры, "проходя под ними, все обязаны обнажать головы и кланяться, причём от обязанности воздавать такие почести никоим образом не освобождены ни иностранцы, ни те, кто исповедует иную, а не православную веру". Тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов.

На образ Спаса Смоленского молились приговорённые к смерти преступники, которых казнили на Лобном месте (впрочем, современные историки утверждают, что на самом Лобном месте казни никогда не проводились).

Спасские ворота являлись парадным въездом в Кремль. От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России начиная с царя Михаила Фёдоровича перед коронацией торжественно проходили через них.
Существует легенда, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота в захваченной Москве, то порыв ветра стащил с него его знаменитую треуголку. При отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню было приказано взорвать, однако подоспевшие донские казаки потушили уже зажжённые фитили.

ЧАСОВНИ СПАССКИХ ВОРОТ

Слева и справа от Спасских ворот всегда находились часовни. Слева стояла часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), справа – Великого Совета Ангел (Спасская). Часовни построены каменными в 1802 году. В 1812 они были разрушены и восстановлены по новому проекту. В 1868 году, при реставрации Спасской башни по проекту архитектора П.А.Герасимова, часовни были разобраны и построены заново. 22 октября 1868 года новые шатровые одноглавые часовни были освящены. Обе часовни принадлежали Покровскому собору. В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Обе часовни были снесены в 1925 году.
 

h-73802.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...